Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Тема 1 О тревоге

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ТЕМА 1

ТРЕВОЖНОСТЬ ГЛАЗАМИ ВЕДУЩИХ ФИЛОСОФОВ  И  ПСИХОЛОГОВ

Я не могу припомнить ни одного аспекта межличностного взаимодействия,

о котором человек не был бы приучен тревожиться.

Гарри Стак Салливан

        

Обозначим термины.

Словом тревожность принято обозначать эквивалент английского слова  anxiety, которое в универсальных словарях имеет два значения. Первое - традиционно переводят как тревога, беспокойство, то есть тревогу можно трактовать как особое эмоциональное состояниепереживание (т.е. именно тревога), возникающее у человека в определенные моменты. Второе значение - склонность к этому состоянию как индивидуально-психологическая черта (т.е. тревожность).

А теперь вопрос: Тревожность – это отрицательное или положительное явление в психике человека? Ответ смотри в конце.

 

Кратко об истории вопроса.

Две тысячи лет назад Марк Туллий Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал о тревожности. И сегодня повышенный уровень тревожности - наиболее значимый фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям.

В современном мире «рост числа разводов, самоубийств и психических заболеваний следует рассматривать, как симптом и следствие постоянного изменения современной культуры, которое травмирует современного человека. Тревогу также можно рассматривать как симптом и плод нестабильного состояния культуры» (Р.Мэй  «Смысл тревоги», 1950).

 

Датский философ Сёрен Кьеркегор  в начале XIX века («Страх и трепет», 1843) утверждал, что тревога есть “страх перед ничто”, “небытие” — не просто страх физической смерти, хотя, возможно, именно смерть является самым распространенным предметом и символом тревоги.

По словам основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, тревожность – это узловой пункт, тайна душевной жизни человека. Фрейд признавал не­обходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - это реакция на конкретную опасность, тогда как тревога - это реакция на опасность, не извест­ную и не определяемую.

         Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объек­тивную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не извест­ной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести». Соответственно — уровень ЭГО, уровень ИДА и уровень СУПЕРЭГО.

 

Психолог Эрик Эриксон («Детство и общество», 1950) развивает психоаналитическую теорию Фрейда, дополняя её тем, что, человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развитияЭГО, что каждая стадия развития имеет как положительный, так и отрицательный результат, что было названо последовательными дихотомиямиили кризисами идентичности. Целью проработки кризисов он видит в достижениисамоидентичности.

Под кризисами идентичности Эриксона следует подразумевать дилеммы личностного развития: либо бессознательное согласие с разрушительной работой импринтингов – являющихся безусловным запечатлением установок матери, отца, ближайших родственников, друзей, школы и учителей, и порождающих тревожность, либо обращение личности человека к позитивному продукту разрешения каждой дихотомии, состоящей в сублимации тревожности, и следовательно, всё большей идентичности личности самой себе.

        

Австрийский психоаналитик Отто Ранк («Травма рождения», 1924) указывал, что первичная тревога младенца позже проявляется в жизни человека в двух формах: как страх жизни и страх смерти. Эти два термина, имеют отношение к двум аспектам индивидуации, сопровождающим все бесконечное разнообразие человеческих переживаний.

 

Психолог и мыслитель Альфред Адлер («Практика и теория индивидуальной психологии») говорил о целостности индивидуальности и отмечал, что управление невротизацией – это ключ к полноценной социальной значимости. Утверждая, что нервные нарушения вызываются душевными переживаниями, он близко подошёл к проблеме тревожности. Целью личности Адлер считал социальную полезность.

 

По утверждению американского психолога Карен Хорни («Наши внутренние конфликты») следует, что тревога является динамическим фактором, мотивирующим достижение конкретных целей, а не по Фрейду, который назы­вал тревогу “центральной проблемой невроза”. Базовая тревога -  это термин, который Хорни использовала для обозначения тревоги, приводящей к формированию невротических защит. То есть невротические черты по своей сущности являются орудиями защиты от базовой тревоги.

 

Американский психолог Гарри СтакСалливан указывал, что с помощью прояснения тревоги можно расширить границы осознания и дать большее пространство для развития Я, указывал на социальную направленность тревоги, на связь между потребностью, тревогой и развитием «Я».

По мнению Ролло Мэя, тревожность есть опасение, выраженное в угрозе некоторым ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной личности. И поскольку тревожность затрагивает фундамент личности, индивид бессилен принять какие-либо защитные меры, направленные против угрозы.

Творческие возможности и подверженность тревоге - две стороны одной уникальной человеческой способности к осознанию пропасти между ожиданиями и реальностью, это указывает на то, чтотревога имеет смысл.

 

Физиолог Пётр Кузьмич Анохин в своей теории функциональных систем (1935г.) вводит понятие системообразующего фактора. Представляется, что тревожность является таким универсальным фактором.

Психолог Людмила Филипповна Обухова («Детская (возрастная) психология», 1996) отмечала позитивную, развивающую функцию тревожности, указывая на связь тревожности с внутренним конфликтом, с  Я-концепцией.

 

Таким образом, определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

В целом, на любом поступке человека сказываются как состоявшийся к тому или иному возрасту онтогенез личности, так и впечатанные в психику человека на разных этапах его развития импринтинги, вызывающие тревожность.

 

Ответим на вопрос, заданный в начале, и сделаем общий вывод, что тревожность индивидуума является стартёром, запускающим в движение процессы мышления и творчества, заставляющим человека делать выбор и преобразовывать себя, подталкивающим человека на рост самоосознания на самоактуализацию.

Разрушающим является непризнание тревожности или её лоботомирование, так как в обоих случаях личность отказывается от единственного, что питает нашу креативность, а значит и от социальной полезности. Непризнание или удаление тревожности превращает человека в социальнобесполезного или в робота.

Зададимся следующим вопросом: А как же человеку «пощупать» эту глубинную черту – тревожность и понять, что же является её причиной?