Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Тема 4 Модель психики среднего чел

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ТЕМА 4

СТРУКТУРНАЯ  МОДЕЛЬ  ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ  «СРЕДНЕГО»  ЧЕЛОВЕКА

Познай себя!

 

«Тревога – это состояние человека, сталкивающегося со своей свободой».

Датский философ Серен Кьеркегор

 

Объектная организация бытия имеет свою структуру и даётся человеку в восприятии и, при условии личностного психического развития самого человека, в осознании. Вначале – осознается сам факт объектности бытия, что и порождает неизбежность индуцирования (проявления) тревожности. Принятие такой независимой от человека объектности и, следовательно, её структуры и методологии взаимодействия с бытиём, реализует ту или иную степень осознанности или – актуализированности личности человека.

Такого рода психические процессы, возможно обозначить схематическим способом. Предложенная на рисунке 4.1 модель показывает структуру психики личности, которая приступает к самоактуализации.

 

 

Рис. 4.1

Для среднего человека, на уровне отстраненного восприятия бытия, его психика ограничивается несколькими уровнями (обозначены римскими цифрами). С точки зрения Зигмунда Фрейда, для личности человека на протяжении всей его жизни таких уровней оказывается достаточно трёх (равно как и с точки зрения бихевиористического подхода). С точки зрения гуманистического направления в психологии, такое количество уровней в восприятии бытия – всего лишь отправной момент для начала самоактуализации (по терминологии Ролло Мэя), выхода на порог индивидуации (по определению Адлера), начала становления идентичности (по терминологии Эриксона).

 

Эту и последующие модели психики следует читать снизу вверх, по принципу восхождения от тьмы к свету, от приземлённого к божественному, по направлению роста цветка, тянущегося от земли к Солнцу.

Стрелками на схеме обозначены связи между психическими величинами, например, инстинкт связан с потребностью, потребность со здоровьем, тревожностью, верой и волей. Пунктирные линии означают неявную или слабо выраженную связь, стрелки на конце линий указывают на основное направление действия психического фактора.

Структура личности имеет три уровня. На первом самом глубинном уровне располагается инстинкт, на третьем – связанные между собой мышление, богатство и радость. Мышление вытекает из комплекса всех психических величин второго уровня.

 

Психика человека имеет мужское и женское начала, что показано на нижней части схемы, как мужская область (по латыни animus) – область «действия» – правая сторона листа, и женская область (anima) - «обладания» – левая сторона листа. (Правая сторона листа находится слева от нас, как будто перед нами не рисунок, а другой человек, собеседник.)

Основополагающие психические величины располагаются по центру схемы, указывая этим на их принадлежность к обоим началам человека – мужскому и женскому. Перечислим: инстинкт,  рождающий потребность; тревожность, возникающая из потребности, имеющая, как и последняя, врождённое, а не приобретённое свойство; творчество (или предкреативность), как обратная и неразрывная сторона тревожности; мышление, инициируемое потребностью и тревожностью.

Последовательное соединение этих величин образуют «психический позвоночник» человека, на котором базируются остальные компоненты психики. У личности, приступающей к самоактуализации,  «психический позвоночник» сколиозный, то есть со смещением, искривлением - со всеми вытекающими из этого психическими отклонениями.

Из модели видно, что негативные свойства и характеристики личности: болезнь, страх, вина, как и позитивные – богатство, здоровье, радость - «разбросаны» по всему психическому полю, находятся как слева в женской области - «anima», так и справа – в области «animus». Структура личности здесь болезненно искажена суммой влияний мотивационного конфликта.

 

Проявление базисного продукта психикиволи локализуется в области «действия» (сторона отца) и инициируется в основном болезнью, здоровьем или какой-либо потребностью. То есть активация воли «среднего» человека идёт по принципу «пока гром не грянет». Проявление веры располагается на стороне матери – в области «обладания», и обычно запитано на страхе. Личность, как правило, испытывает потребность во что-то верить, но не всегда проявлена потребность волеть - иметь и взрастать свою волю (связь с волей здесь показана пунктирной линией). В области «обладания» такого человека находятся вина и страх, а точнее невротический страх, вызванный или съындуцированный ложной виной.

 

Таким образом, в психике личности, приступающей к самоактуализации, весьма затруднительно увидеть возможности для её системности и структурности, что и подтверждает тезис о том, что на этом уровне мы имеем дело всего лишь с отстраненным восприятием объектной действительности и подсознательным согласием на бессистемность собственной личности.

Но осознание человеком факта бессистемности ставит его перед выбором и началом структурирования себя, своей психики. Познание себя теперь является первым шагом на пути самоактуализации своей личности.  Шагом, который приводит человека к «Богатству», которое является ответом на вопрос к читателю из темы №3: «О чём же умолчала Тревожность в своём письме?» Богатство во всех значениях – материальное (физический, телесный план бытия), душевное и духовное. И связано это качество напрямую с креативностью человека. Мы являем себя в творчестве. «Мужество творить» (термин Ролло Мэя) направлено на создание новых форм, новых символов, новых принципов. Сам процесс творчества и его результаты приносят человеку чувство радости.

 

А как же выглядит психическая структура личности состоявшегося Человека – человека актуализированного?