Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Тема 5 Модель психики

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ТЕМА 5

СТРУКТУРНАЯ  МОДЕЛЬ  ПСИХИКИ  АКТУАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Яви себя!

 

«Тревога – это тень интеллекта и область, где есть место для творчества».

Психолог Ролло Мэй

 

Итак, первый этап на пути самоактуализации личности – это познать себя, второй –  явить себя. Явить в творчестве, в активной жизненной позиции,в преодолении и трансформации в себе негатива, что по Э.Фромму означает жить в «модусе бытия».

Р.Мэй указал путь – воспитание в себе мужества, чтобы каждый день, каждую минуту отслеживать в себе деструктивные элементы и трансформировать их. Необходимо искать свой миф, свой путь самореализации, а найдя его – следовать ему. Для этого и нужна воля.

 

 

 

Рис. 5.1

 

На рисунке 5.1 показана модель структуры психики актуализированной личности. Психическая структура состоит из пяти уровней (напомню – читаем снизу-вверх), что соответствует пяти физическим лучам человека пять конечностей – руки, ноги, голова (то, что внизу – физический план, подобно тому, что на верху – психический план).

На первых трёх уровнях расположены глубинные, природные психические свойства, данность каждого человека. К этим трём уровням психики следует отнести также внешнее воздействие - то безусловное, которое было получено при зачатии, в перинатальном периоде, при родах и первых шести годах жизни. Эти внешние воздействия (безусловные и условные импринтинги*) намертво, практически необратимо встраиваются в психику человека, накладывая на поведение индивида свой деструктивный отпечаток. Именно со следствием таких воздействий как и с самим воздействием часто приходится иметь дело психологу.

*Импринтинг (запечатление) заключается в срочном формировании матрицы долгосрочной памяти особой прочности, предпосылка к чему создаётся возникающим особым состоянием мозга. (Определение Н.П.Бехтеревой, «Здоровый и больной мозг человека» под ред. С.В.Медведева, М АСТ, СПб, 2010, 399с.)

 

И тут возникает вопрос – а как выявить, вскрыть и исправить этот недостаток? Где конкретно локализуются такие воздействия?

 

В отличие от личности, приступающей к самоактуализации, в этой модели видна чёткая структура взаимодействия психики актуализированной личности с объектным бытием, где в области «обладания» (на стороне матери) находятся основные критерии гармоничного и креативного индивидуума – здоровье, богатство (духовное, душевное и материальное), радость (счастье). Болезнь, страх и вина находятся в правой части схемы (сторона отца, область «действия»). Такая группировка выполняет уже задачу экзистенциональной ответственности Личности человека за модус своего действия. Это становится наиболее радикальным различием с личностью, приступающей к самоактуализации, у которой эти параметры были разбросаны по всему полю психики. Такая разбросанность порождалась  указанным феноменом (в теме №4) подсознательного разделения внутренней субъектности человека от объектности мира (или разделения внутренней имманентности от трансцедентального).

 

Такие состояния организации психики человека, как категории  веры и воли, становятся не только потребностью личности, но и сами при этом начинают формировать потребности. Так, например, ежедневное обливание холодной водой или утренняя зарядка, в течение продолжительного периода времени, проводимые волевым усилием, преодолевая себя, перерастают в потребность, после чего, не сделав зарядку или не облившись водой, человек чувствует себя неуютно. Вера и воля располагаются теперь по центру, находясь в обеих областях психики («действия» и «обладания»), и встраиваются в «психический позвоночник» (инстинкт-потребность-тревожность-мышление/креативность).

Ещё отличие. Поток энергий в «психическом позвоночнике» у актуализированной личности течёт в обоих направлениях – как вверх, так и вниз, что показано двухсторонними стрелками, делая психику человека гибкой. Тревожность здесь ещё более усиливает свою функцию обратной связи, «системообразующего фактора» по П.К.Анохину.

 

Дух, мужское начало личности помогают увидеть негативные явления, существующие в её психике, помогают целенаправленно преобразовать, трансформировать негативное в позитивное. Именно «действие» личности, используя мышление и креативность и опираясь на веру и волю, способно преобразовать саму личность, структурируя её сначала внутри, а затем и снаружи  - её внешние поступки.

 

 Отдельно отмечу обратную связь, образующую прямоугольник: мышление/креативность - вина - страх - тревожность. На такую связь косвенно указывал Эрик Эриксон, раскрывая фаллическую стадию развития (возраст 3-5 лет), а именно - что ребёнок, осваивая и научаясь контролировать окружающий мир, пробует раскрыть в этом процессе свое Я перед самим собой (это и есть первичный кризис осознания своего Я). Однако, он, ребенок, постоянно натыкается на внешнюю волю (взрослых), предписывающую ему радикально иное в поведении и в самоосмыслении. И тогда рождается иррациональная чувство вины, сами же творческие процессы (предложенные игры и развивающие занятия) вместо рождения в сознании ребенка необычайного ощущения свободы и власти над окружающим, порождают противоположное состояние - беспокойство (то есть тревожность). В результате, у ребёнка развивается не личная совесть, не родительское отношение к предметам, которое укрепило бы его самоконтроль и самонаблюдение, в нём реализуется то, что Фрейд назвал Супер-Эго – совесть, рождаемую страхом наказания родителями. Что, подчас, необратимо замещает ответственность перед собой на ответственность перед другими.

 

Четвёртый уровень показывает соединение мышления и творчества, переросшего в креативность, критерием качества такого соединения является получаемая в результате их совместной деятельности радость. Мышление при этом принадлежит как третьему, так и четвёртому уровням психики.

 

Вся совокупность итожится пятым уровнем – цельной актуализированной личностью, имеющей вертикальную прямую связь-иерархию: инстинкт, потребность, тревожность, мышление, креативность. Эта связь-иерархия или «психический позвоночник» человека - прямой у актуализированной личности, сумевшей преобразовать свои импринтинги, проработать себя, в отличие от позвоночника сколиозного (искривлённого) у личности, приступающей к самоактуализации. Умение противостоять импринтингам определяет диапазон жизни человека.

 

Таким образом, сравнивая две схемы, виден генезис (происхождение, становление и развитие) отношений тревожности и креативности (творчества) в психике человека. Показано, что тревожность рождается из потребности и потенциально содержит в себе креативность. Перенаправляя* и трансформируя* энергии тревожности в энергию творчества, личность структурирует себя по всем уровням и направлениям. Количество затраченной душевной энергии при этом переходит как в качество структуры личности, так и в большее количество личностных уровней. Значит, индивидуум приобретает гибкость, кругозор, духовное и душевное равновесие, становится актуализированной личностью.

 

А теперь ответим на вопрос темы №2: Какой процент людей находится на последнем 7 этаже «пирамиды потребностей» по А.Маслоу?

 Примерно 1%-1,5% людей по моему оптимистическому прогнозу достигают полной самоактуализации… 

 

Как же мы можем улучшить, отструктурировать себя, свою психику? Как определить, что же мешает? Ответ будет в теме 6.

 

*По терминологии Фрейда такое перенаправление и трансформация энергий психики называется сублимацией.