Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Тема 6-1 Троичная модель человека

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Тема 6.  Психосексуальные стадии развития личности.

Часть 1.  Троичная модель человека

 

«Исходные структурные компоненты души столь же поразительно

единообразны, как части человеческого тела».

К.Г.Юнг («Психологический комментарий к тибетской книге мёртвых», стр.12).

 

Прежде, чем ответить на вопрос темы №5 (Как можно улучшить себя, свою психику?) и перейти к стадиям развития личности, уточним место тревожности в троичной структуре человека.

Библия указывает на троичность человека и описывает её так: Дух, Душа и Тело. И современная психология вплотную подошла к этому. В психике человека это триединство проявлено следующим образом: Воля – Любовь – Ум (смотри рис.6.1). Воля здесь является проявлением Духа, Душа проявлена Любовью в человеке, а Ум выражает телесную ипостась посредством деятельности мозга и всего тела. Именно Ум, как отражение в психике физического плана человека, связанного с ним самим (сознание его Эго), а не Разум, как отражение физического, связанного и с коллективным и с Божественным. Ум – только начало разума, его первая ступенька, у него одна задача – вот есть Я, и вот есть то, что мне нужно. Когда человек вырабатывает способность воспринимать с разных позиций восприятия, думать и с точки зрения других людей, и с позиции Божественного,  вот тогда развивается Разум.

В темах №4 и №5 категория «Любовь» и её связь с другими компонентами психики не была раскрыта, а ведь именно Любовь проявляет, активирует в человеке, как потребность, так и неразрывную пару тревожность-творчество. Именно из Любви последовательно вырастают потребности всех уровней, приведённых в пирамиде Маслоу (тема № 2).

Разве потребность в еде и безопасности это не выражение любви к своему телу? Разве потребность признания и почитания это не любовь к своему Эго, своей личности? А что такое потребность в гармонии, в эстетике и самоактуализации, как не выражение любви к своему высшему началу – Духу, и через него к телу? А тревожность за свою судьбу, за своё здоровье, за отношения с другими людьми, разве это не проявления Любви?

А в чём, по-вашему, смысл любви?

 

На начальных стадиях развития личности потребности человека направлены в основном на него самого (физиологическая потребность, потребность безопасности), затем акцент смещается на социум, семью или группу (потребность принадлежности к общности, к семье, потребность признания, почитания). На высших стадиях развития личность задумывается о гармонии, мироздании, духовном развитии (потребность познания, самоактуализации, эстетическая потребность).

Отсюда следует, что вектор развития человека направлен от тела к Духу. Какая же роль при движении по этому вектору отведена тревожности?

 

На рисунке 6.1 показана трёхуровневая модель человека: Дух-Душа-Тело. Каждому уровню соответствует своё психическое проявление: Воля-Любовь-Ум. Категория «Любовь» включает в себя компоненты: потребность и связанную с творчеством тревожность. Следует понимать, что и потребность и тревожность являются проявлениями Любви (поскольку основные потребности базируются на основных инстинктах, то и сами инстинкты вытекают из Любви). Тревожность проявляет себя в качестве обратной связи Любви.

 

 

 

Рис.6.1 Троичная модель человека и её отражение в психике

 

Модель показывает, что потребность, генерируемая Любовью, управляется сверху – волей. Отмечу, что, контроль воли над потребностями и поступками человека тем жёстче, чем на более высокой ступени пирамиды потребностей находится личность (чем ближе она к самоактуализации). На начальных стадиях развития личности наоборот, потребность оказывает влияние, как на волю, так и через ум на мышление. Значит, Дух человека во втором случае менее проявлен, оказывает меньшее влияние на поведение и на жизненный курс человека.

Из модели видно, что Воля воздействует на творчество, а тревожность стимулирует работу ума (обозначено дугой). Сильная воля активирует процессы творчества, и в паре тревожность-творчество акцент смещается на последнее. Тревожность выполняет активную роль, заставляя человека искать решения и проявлять при этом творчество.

Когда психологи употребляют термин «фрустрация», для обозначения какой-либо активной потребности, которую невозможно достичь, то именно тревожность проявляется таким образом - фрустрацией и включает творческий механизм поиска нестандартных решений для удовлетворения потребности.

На физическом плане повышенная фрустрация может быть проявлена даже, как неконтролируемая дрожь всего тела. При удовлетворении потребности, дрожь проходит, при неудовлетворении идёт чрезмерный расход душевных и физических сил (человек при этом может впасть в агрессию, или в полностью пассивное состояние – регрессию).

 

Ещё раз подчеркну, что потребность и тревожность – это свойства Любви, проявляемые в нашей психике и воздействующие на физический и, в конечном итоге, на духовный планы.

Когда же появляются и где в психике человека прячутся тревожность и встроенные в психику импринтинги?  Ответ дан в таблице № 6.1.

 

Таблица 6.1 Стадии развития личности и формируемые импринтинги

 

Стадии,  периода

Стадии развития личности

Дихотомия

(по Эриксону)

Характеристика импринтинга / Патология

Развиваемое качество, Сила

Значение Аркана*

(по номерам стадий)

       0.       НАЧАЛО                 Мысль о зачатии. Цель зачатия. Принятие решения.

Внутриутробное развитие (название стадий по Д.Б.Бромлей, в скобках - совр.медицинские названия)

0.1

Зигота

(Имплантация-от зачатия до 2 нед.)

-

Импринтинг действия

/ Пассивность

Активность

I - Активность, движение. Принцип мужского проявление своего «Я»

0.2

Эмбрион

(с 3 по 12 неделю)

-

Импринтинг выбора

/Нерешительность

Выбор,

решимость

II- принцип выбора, матери-альность, дифференциация

0.3

Плод

(плодный период с трёх месяцев)

-

Принцип обучения, развития, гармонии

Развитие,

Обучение, гармоничность

III - Гармония, мир природы,

идея ребёнка, развития

Роды в 39 недель (сумма =3*)

0.4

Момент рождения

(Родовой период)

-

Импринтинг нормы потребностей в контактах /Агрессия

Коммуника-бельность

IV –.идея дома, наследства, материнства, опеки, память

Психосексуальные стадии развития по З.Фрейду (с 1 по 4 и 5 стадии, нумерация З.Фрейда)

1

Оральная

(до 9 месяцев)

Доверие -

Недоверие

Безусловный

импринтинг / Замкнутость

Надежда,

Вера

I - Активность, движение. Принцип мужского,

проявление своего «Я»

2

Анальная

(1-3 года)

Автономия - стыд

и сомнение

Безусловный

импринтинг / Принуждение

Воля,

самоконтроль

II- принцип выбора, матери-альность, дифференциация, принцип женского

3

Фаллическая

стадия (3-5 лет)

Инициатива –

чувство вины

Условный импринтинг /

Заторможенность

Намерение, целеустрем-лённость

III- Гармония, мир природы,

идея ребёнка, развития, стихийность

4

Латентная Стадия 5-12 лет

Далее идут условные

импринтинги

 

IV –.идея дома, наследства, материнства, опеки, память

4.1

5-7 лет

Трудолюбие - неполноценность

Инерция,

неуверенность

Компетентность, смелость

 

 

4.2

7-8 лет

Отношение к конфликту-страх

Мортальный

импринтинг /

Зависимость

Верность,

делание,

навыки

 

.

4.3

8-12 лет

Право на резуль-

тативный труд

Неудовлетворённость, раздражительность

Результатив-

ность

 

 

5

Генитальная

(12-18 лет)

Идентичность

или сомнение в идентичности

Сомнения и тревожность /

Отрицание

Ментальная полнота,

верность

V –идея Отца, Мастера, точка опоры, креативное начало, и

блоки, ограничение, замыкание

Стадии развития по Э.Эриксону  (с 6 по 8 стадии, нумерация Э.Эриксона)

6

Ранняя зрелость

(18-27 лет)**

Интимность или изоляция

Тревожность /

Исключительность

Любовь

VI –стремление к реализации,   гордость, стремление руково-дить, страх зависимости

7

Зрелость**

(в 56 лет выбор)

Генеративность

или стагнация

Тревожность /

Неприятие

Забота

VII –идея познания,

мышления, эротика как

влечение к жизни

8

Старость**

Более? лет

Целостность

или отчаяние

Отчаяние,

страх смерти /

Пренебрежение

Мудрость,

Само-

отречение

VIII – состоятельность,

духовные силы, и депрессия, осуждение

9

Умирание***

-

Спокойствие

или Ужас

Опыт,

спокойствие

IX – мудрость, совесть, опыт, одиночество, мир идеального

 

В таблице приведены психосексуальные стадии развития личности по моделям З.Фрейда (стадии 1-4 и 5) и Э.Эриксона** (стадии 6-8), внутриутробные стадии по Д.Б.Бромлей (в скобках даны названия перинатальных периодов, принятых в современной медицине), показаны соответствующие стадиям импринтинги. В таблицу добавлены стадия принятия решения родителями о зачатии ребёнка и стадия умирания***, латентная 4-ая стадия нами разделена на три подпериода. В последней колонке приведены соответствующие номерам стадий значения Арканов*.

 

По Дж.Боулби, импринтинг – это процесс, посредством которого живые существа усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты. У людей это происходит медленнее, чем у животных, и ребёнок открыт к определённым импринтингам в определённые периоды. Поведение животных обусловлено инстинктами и вытекающими из них условными и безусловными рефлексами. У человека поведение обуславливается в первую очередь потребностями и приобретёнными импринтингами, а инстинкты уходят на второй план.

Импринтинг (запечатление) по Бехтеревой заключается в срочном формировании матрицы долгосрочной памяти особой прочности, предпосылка к чему создаётся возникающим особым состоянием мозга. (Н.П.Бехтерева, «Здоровый и больной мозг человека» под ред. С.В.Медведева, М АСТ, СПб, 2010, 399с.)

 

Безусловные импринтинги появляются у ребёнка на первых стадиях до третьей (3-5 лет), условные импринтинги появляются на 3 стадии и последующих этапах. Тревожность и импринтинги служат для запуска механизмов выживания, размножения, для адаптации в социуме: их задачей является создание связи ребёнок – родитель, ребёнок – социальная среда. При этом связи могут быть как конструктивные, так и деструктивные.

Вышеперечисленные задачи также являются целями более глобальной энергии и универсального Принципа – Любви, являющейся главным свойством или проявлением Души в физическом мире.

 

Подытожим. Главными задачами Любви-Души являются, во-первых - обеспечение взаимодействия внутри Божественной триады Дух-Душа-Тело, взаимодействие с другими людьми - социальной средой и с Божественным планом, во-вторых – обеспечение непрерывного развития и сотворения человеком как себя самого, так и окружающей среды обитания, формирования пространства Любви. Импринтинг и тревожность – это психические механизмы проявления Любви, служащие для развития личности.

 

В таблице для стадии «Старость» возраст не указан умышленно.

На Ваш взгляд, с какого возраста у человека начинается старость?

 

* Значение Аркана считается как метафизическая сумма номера стадии. Например, стадии номер 4.2 соответствует VI Аркан:  (4+2=6).

** Возрастная градация 1-5 стадий дана по З.Фрейду. Э.Эриксон возраст стадий 6-8 не определил. Возраст этих трёх стадий взят на основании работ А.Л.Жандра («Имя - матрица судьбы», СПб. «Афина», 2010, 224с., стр.218), где приведены возраста: от зачатия до 21 года – детство, годы учёбы и странствий – 22-27 лет, юность 28-37 лет, молодость 38-55 лет, зрелость 56-83 года, с 84 лет – старость. При этом возраста начиная с юности имеют пятилетние подпериоды.

*** Особенность стадии умирания: характер его протекания показывает, как жил человек, с ненавистью и затаённой злобой или достойно, правдиво. Жизнь предупреждает человека о неверном пути болезнями и несчастьями по нарастающей, и, если он не осознаёт, то резко обрывается жизнь (несчастный случай), с целью не навредить необратимо Душе человека.