Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Тема 6-2 Стадии развития личности

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Тема 6.  Психосексуальные стадии развития личности

Часть 2.  Связь со структурной моделью психики

 

«У проблем есть одна любопытная особенность – они предсказывают будущее».

 

Предложенная ниже модель позволит психологам и мыслящим личностям увидеть кризисы развития человека системно, локализовать их в психической структуре, укажет на взаимосвязь компонентов психики со стадиями развития личности. Это знание вооружит исследователя, сузит область поиска причин психических нарушений, подскажет пути разрешения кризисов.

На рисунке 6.2 показана структурная модель психики актуализированной личности (из темы №5) на которую в виде прямоугольников наложены стадии развития личности (см. таблицу из темы №6.1). Стадии расположены в зонах тех компонентов психики, на которые они оказывают максимальное влияние. Модель дополнена категорией «Любовь», включающей в себя «Потребность», «Тревожность» и «Креативность».

Опишем стадии и кризисы развития подробнее.

0. Начало. Мысль о зачатии и принятие решения. С какой целью будет зачат ребёнок? Случайно, с корыстью или в любви и для сотворения новой жизни? Эти мысли и цели родителей будут сказываться на действиях человека в течение его жизни, а «сперматозоиды и яйцеклетка дополнительно передадут будущей личности те психо-физические свойства, которые в течение 2-3 месяцев перед зачатием родители развивали в себе целенаправленно или случайно».

Расположение периода – центр, нижняя часть модели, область «Инстинкта».

 

Ниже приведены стадии утробного развития с 0.1 по 0.4. Названия стадий даны по Д.Б.Бромлею, а в скобках указаны современные медицинские термины:

0.1 – Зигота (период имплантации: от момента зачатия до 2 недель). Здесь происходит формирование импринтинга зачатия. То, как человек был зачат (с какими чувствами каждого родителя, кто проявлял инициативу), сформирует у будущей личности импринтинг действия, либо проявит стремление доказывать свою правоту, оправдывая любой поступок, или сформирует протест по любому поводу. Предположительно, в этом периоде на бессознательном плане происходит начальное формирование веры и воли, личностных качеств. Расположение периода - правая сторона модели (Animus) область «Действия» и «Фантазии».

0.2 – Эмбрион (эмбриональный период: от 2 недель до 3 месяцев). Этот период формирует импринтинг выбора, предпочтения. В этом периоде может корректироваться или усугубляться импринтинг зачатия. В конце периода происходит детерминация пола, образуется нервная система. Расположение - женская (Anima) левая сторона модели, области «Обладания» и «Мечты».

0.3 – Плод (плодный или утробный период развития: от 3 месяцев до начала родов). Здесь велика роль матери(что она читает, смотрит, слушает, где проводит больше времени), её чувства и мысли, которые плод - будущий ребёнок впитывает как губка, на бессознательном уровне формируя принципы развития, обучения, гармонии. Расположение по центру в области «Веры» и «Воли».

0.4 – Момент рождения (родовой период, роды) формирует импринтингнормы потребностей в контактахи коммуникациях, стиль и способ их проживания. Расположение - в области «Потребности»,  принадлежит как мужской (Animus), так и женской (Anima) сторонам – центральная часть модели. Опыт прохождения родовых путей закладывает умение действовать, собственный опыт преодоления. Характер обстоятельств рождения, закладывает также способность к занятию и обучению.

Соответственно:

- если роды нормальные, то потребности в контактах и коммуникациях, способ их проживания у человека будет нормальный,

- если роды операбельные (с применением инструментов: кесарево сечение, вакуумаспирация и другое), то человек будет требовать, проявлять «металл», агрессивность в отношениях с другими. Может проявиться другая крайность – такому человеку ничего не будет нужно, он будет жить, как живётся - по течению,

- стимулирование родов, например, проколом плодного пузыря или уколы окситоцина или других лекарств, может привести к тому, что у ребёнка останется одна составляющая родов – страх, то есть родостимуляция может сформировать психологию жертвы,

     - длительные роды сформируют человека пассивного, затягивающего как начало контакта, так и дальнейшее развитие отношений,

     - роды под анестезией сформируют спящего, вялого на контакты человека,

     - преждевременные роды могут сформировать страх жизни, спешку, не доведение дел до конца.

     Важно, что состояние и чувства матери при родах запечатлеваются у ребёнка. Так, мать своими страхами и тревогами может поставить ребёнку блок на рождение и усугубить роды.

   

Рис. 6.2. Расположение стадий развития личности в структурной модели психики актуализированной личности

 

Названия следующих пяти психосексуальных стадий, их возрастная градация взяты по З.Фрейду, описание дихотомий и остальных стадий  - по Э.Эриксону.

1. Оральная стадия (возраст от рождения до 9 месяцев) формирует безусловный импринтинг и дихотомию «доверие-недоверие». Расположение - область «Болезни» (или «Боли»), мужская сторона (Animus). Эта стадия формирует в человеке в последующие годы его жизни готовность терять или приобретать, так как эта стадия развивает мужскую часть, ведающую активным, деятельным началом личности человека - теми качествами, от которых напрямую зависит способность начинать, инициировать, оплодотворять. Значит, если человек в жизни пассивен, больше склонен терять, то вероятно на этой стадии (кормление грудью) в отношениях мама-ребёнок было недоверие, страх.

 

2. Анальная стадия, возраст 1 - 3 года, безусловный импринтинг, формирующий дихотомию «автономия-стыд» (область «Здоровья»), женская сторона. В этом возрасте психика ребёнка безотчётно запечатлевает импринтинги, на основании которых формируется установка на ложный долг и готовность бросить или наоборот – готовность принять свой долг.

Эта стадия развивает женское начало человека, ведающее такими качествами, как способность принимать, выбирать, накапливать, этические и эстетические параметры, выразительность, талант. Здесь велико влияние обоих родителей, по сравнению с оральной стадией, где велико влияние матери. Из чувства утраты самоконтроля и чрезмерного, чужеродного внешнего контроля рождается устойчивая склонность к сомнению и стыду. А из чувства самоконтроля при сохранении положительной самооценки происходит устойчивое чувство доброжелательности и гордости.

На этой стадии закладывается базис силы воли, которая превращается затем во взрослую способность контролировать влечения и импульсы. Фиксация ребёнка на стыде замыкает его в безысходности сомнения, и тогда в противоположность воли может развиться импульсивность.

 

3. Фаллическая стадия, возраст 3 - 5 лет, формирует у ребёнка дихотомию«инициативность - чувство вины», что проявляется условным импринтингом, вызывающим в дальнейшей жизни инициативность или же иррациональное чувство вины и через неё – тревожность. В модели стадия расположена в центре, в области психической компоненты «Тревожность».

В жизнь человека начинает входить первое осознание своего «Я» - так называемое «фаллическое вознесение» (по Фрейду), и соответственно на эту стадию приходится первичный кризис осознания своего «Я». Ребёнок играет, радуется, он любопытен, у него развивается целеустремлённость, совесть. Игра ребёнка выступает, как обдумывание и планирование у взрослого.

Человек начинает противопоставлять своё «Я» влиянию окружающего мира. Право на своё «Я» рождает инициативность, а чувство вины,глубоко иррациональное по своей природе, рождается из-за того, что человек не может вывести право на своё «Я» в окружающий мир, причиной этого кроме вины, может быть страх наказания, крушение фантазий. Чувство вины инициирует тревожность.

    Фаллическая стадия - ключевая, в ней происходят все замещения и вытеснения, порождающие в дальнейшем весь спектр поведенческих блокировок человека.

 

4. Четвёртая психосексуальная стадия – латентная, 5-12 лет, формирует дихотомию «чувство трудолюбия - комплекс неполноценности», который выражается в трудоголизме или сбегании от любой деятельности, неспособности найти и осознать своё, направленное на себя интересное дело.

Эта стадия смены игры ощущением работы, причём сделанной качественно или как минимум хорошо, ребёнок стремится получить от работы радость. Помочь детям в этом следует взрослым, давая положительные оценки их деятельности, показывая своё уважительное отношение к их труду, и по возможности, самим активно участвовать в делах ребёнка, развивая его мастерство. А на мастерстве, как известно, базируется такое качество, как компетентность.

В этом возрасте ребёнок начинает чувствовать свой авторитет, у него появляются амбиции, право на личную точку зрения. У детей, которые не достигли хороших результатов и не приобрели, таким образом, уважения сверстников, друзей, учителей, родителей, может возникнуть чувство неполноценности или неадекватности и появиться инерция - заторможенность.

Здесь формируются три латентных условных импринтинга***:

4.1 – Импринтинг трудолюбие-неполноценность, 5-7 лет, формирует первичные навыки. Расположение в области «Радость», женская сторона.

4.2 – Мортальный импринтинг (страх смерти), 7-8 лет, формирует отношение к конфликту и его конструктивное или деструктивное разрешение, поведение в экстремальных ситуациях. Здесь следует обучать ребёнка конструктивному решению конфликтных ситуаций, формировать убеждение, что со смертью физического тела, жизнь не оканчивается. Локализация стадии в области «Страх», мужская сторона - Animus.

4.3 – Импринтинг личностной мотивации, 8-12 лет, формирует право на результативный труд или отсутствие такой установки. Для позитивного решения такого права в этом возрасте необходимо дать ребёнку, как психическую автономию, так и чувство защищённости. Расположение стадии в области «Креативности» и «Мышления», сторона личности – центр.

 

5. Генитальная стадия, половое созревание, 12-18 лет, формирование отношений «Я» – «ты» и дихотомии «Я-идентичность или обезличенность». Здесь сказывается влияние всех предшествующих импринтингов. Стадия расположена в области «Мышление».

По Эриксону «эта идентичность – естественная уверенность человека в том, что внутренняя тождественность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют тождественности и целостности личности, какой видят её окружающие». Обезличенность проявляется тревожностью, как сомнение в своей идентичности и сексуальной привлекательности. Здесь следует развивать своё чувство самости, идентификации, искать индивидуальную и культурную ролевую модель, которая бы вдохновляла и вела. 

Базовая способность стадии – верность: верность слову, обещаниям, данным себе и другим. Человек, обобщая прошлый опыт, учится являть себя или, увы, чаще стремится к своей значимости в глазах других людей.

На генитальной стадии значимым для подростков становится группа сверстников. Возможна сверхидентификация себя с кумирами и лидерами группировок, вплоть до потери своей идентичности. Вне группы человек может чувствовать себя одиноким, тревожным и нерешительным.

 

6. Ранняя зрелость по Эриксону, возраст 18-27* лет, формирование дихотомии «близость–изоляция». Новоиспечённый взрослый, появившийся в результате отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других. Развивается чувство зрелой ответственности. Избегание опыта слияния из-за страха утратить эго может привести к чувству изоляции и самопоглощению. Это годы учёбы, начала самообразования, но и годы странствий, поисков**.

Развиваемое качество этого периода – любовь. Без ощущения близости и преданности другому, мы можем оказаться в одиночестве и не сумеем поддерживать полноценные личные взаимоотношения.

Опасность этой стадии заключается в том, что и интимные и враждующие отношения человек испытывает к тем же самым людям.

 

7. Стадия зрелости формирует дихотомию – «генеративность против стагнации», возраст с 28 лет*, развиваемое качество – забота:  «зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться». Генеративность включает в себя продуктивность, креативность, но и заботу о наших детях, идеях и созданных нами творениях и продуктах.

Эта стадия – самая продолжительная, длится до 84 лет (стадия имеет свои подэтапы с периодом в 5 лет)*. Переломный момент – 56 лет, когда человек встаёт перед выбором дальнейшей активной жизни, генеративности или перехода на пассивность, обеднение личной жизни и маразм. Обеднение личной жизни и маразм приводят к быстрой (в течение нескольких лет) смерти людей, как правило, тех, кто вышел на пенсию, то есть они фактически переходят к следующей стадии – «Старость» в негативном своём значении – отчаяние...

 

8. Старость, последняя стадияпо Э.Эриксону, возраст от 84* лет, дихотомия «целостность против отчаяния» развиваемое качество – мудрость.

Здесь читатель может возразить, что до этого возраста мало кто доживает, и будет, к сожалению, прав. Доживают как раз те 1-1,5% людей, о чём говорилось в теме №2 при рассмотрении «Пирамиды потребностей» А.Маслоу. В наши дни продолжительность жизни увеличивается, растёт число активных пожилых людей, и модель старости эволюционирует.

Интеграция и целостность несут с собой перспективу – способностьвидеть как жизнь свою или другого человека, так и жизнь группы (семья, коллектив, общество) в единстве ипонимать человеческие проблемы. Те, кто в старости впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть. Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям, отрицании другого образа жизни. Навык мудрости приобретается в столкновении целостности и отчаяния. Люди, развившие в себе мудрость, становятся образцами интегрированности и совершенства.

Мудрость предаёт человеческому опыту и знанию новую целостность, помогая глубже и объёмнее видеть зарождающиеся проблемы, и значит не только предсказать  их, но трансформировать на начальных стадиях, и таким образом строить-сотворять будущее своё и своих потомков.

 

* Эриксон не определил возраста периодов, градация возрастов дана в теме 6.1, смотри также Жандр А. «Имя – матрица судьбы», СПб., «Афина», 2010, 224с.

**Следует отметить, что самый хрупкий и ранимый год для психики человека – 19 лет, понижение призывного возраста с 21 до 18-19 лет калечит нравственность народа, ведёт к его деградации.

*** Эти 3 подпериода приведены А.Л.Жандром в его лекциях по психологии.