Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Импринтинг

Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

ПОЗНАЙ СЕБЯ – ЯВИ СЕБЯ

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ИМПРИНТИНГ

 

В статье использованы материалы лекций и семинарских занятий д.п.н., проф. А.Л.Жандра.

 

             Поведение человека, его поступки, порой кажутся нелепыми. На это влияет множество факторов. Один из которых - глубинный - это импринтинг.

         Происхождение этого термина – от английского слова imprint – запечатлевать, оставлять след. Imprinting – запечатление. В психологии под импринтингом понимается образование устойчивых следов в психике после однократного! переживания.

         Этот термин в 40-х годах ввёл австриец Конрад Лоренц, изучая поведение новорождённых гусят. Гусята даже приняли его, как свою маму, и везде следовали за ним. Лоренц указывал, что по своим свойствам импринтинг или запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определённые, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза. Второе отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим.

 

         Множество экспериментов на животных установили факт воздействия импринтинга не только на поведение животных, но и на их анатомию и биохимию.

         Эксперименты над крысами ярко иллюстрируют это. Так, новорождённых крысят периодически помещали в холодное помещение на 5 минут в день в течение первой недели. Когда они выросли, то имели укороченные ноги и увеличенное в два раза тело, что позволяло им максимально сберегать тепло. У других крыс, которых крысятами подвергали гипоксии, наблюдалось уменьшение размеров тела в 1,5 раза при увеличении объёма грудной клетки.

Здесь напрашивается второй существенный вывод – что среда, в которой произошло рождение и первое время жизни в ней (от несколько дней до трёх месяцев), накладывает свой отпечаток, изменяет или программирует особь, в том числе и человека, на анатомическом (физическом), биохимическом и душевном уровнях бытия. Этот вывод подтверждается фактом наличия даже в одной народности различных узнаваемых групп людей, которые проживают в разных климатических условиях, и имеют как свой собственный говор, так и одинаковые физические черты, в том числе одинаковые черты лица.

         В рассуждениях можно пойти дальше и сказать, что при рождении особи в её психике запечатлеваются энергии (положения) Солнца, Луны, планет и звёзд, времени года, время рождения, энергии местности, - а это уже доказательство верности такого направления исследований, как астрология, до сих пор официально не признаваемой в научных кругах.

 

         Запечатление происходит на уровне всех органов чувств. Так, птицы демонстрируют голосовые запечатления, известен случай, когда снегири, воспитываясь с канарейками, так же пели по-канареечьи. Возле моей дачи жил соловей, который вечерами пел, подражая звукам ручной пилы, и мне приходилось каждый вечер слушать звуки пилы, доносящиеся из лесополосы. Здесь следует предположить, что запечатлеваются навыки, при этом безразлично к качеству навыка – конструктивному или деструктивному.

         Таким образом, импринтинг приспосабливает к изменению среды только особь, а не вид в целом. (В.Г.Селятицкая, 1996).    

У различных животных различен так называемый чувственный период, когда возможен импринтинг. У гусей – 1 день, у козлят, ягнят – 13 дней,   у кабанят – 2-3 недели, у медвежат – 75 дней. Чувствительный период зависит от времени беспомощности малыша, времени наступления его самостоятельности.

        

         Джон Боулби в своих научных исследованиях (J.Bowlby, 7) доказывал, что концепция Лоренца подходит (применима) к человеку. Боулби утверждал, что у человека импринтинг имеет длительный критический период, пока дитё не обретёт способность самостоятельно передвигаться.  На примере детей 8-9 месяцев, выросших в детских домах без матери, он показал, что эти дети не способны на глубокие чувства, у них нет импринтинга любви и привязанности.

         Дж.Боулби выделил несколько фаз развития детей:

         Фаза 1 – от рождения до 3 месяцев – неразборчивая реакция на людей.

         Фаза 2 – от 3 до 6 месяцев – фиксирование внимания на знакомых людях.

Фаза 3 – от 6 месяцев до 3 лет – интенсивная привязанность и активный поиск близости.

Фаза 4 – 3года – 12 лет – партнёрское поведение.

         По Дж.Боулби, импринтинг – процесс, посредством которого живые существа усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты. У людей это происходит медленнее, чем у животных, и ребёнок открыт к определённым импринтингам в определённые периоды. 

         Здесь следует сделать вывод, что на каждом возрастном этапе у человека появляется соответствующий этому этапу импринтинг. Во-вторых, импринтинг служит для запуска механизмов выживания, размножения, и для адаптации в социуме. Он характеризуется практически безусловным действием. Задача импринтинга создать связь ребёнок – родитель, ребёнок – социальная среда.

Вышеперечисленные задачи являются также задачами и целями более глобальной энергии – энергии Любви. Энергия Любви в свою очередь является главным свойством или проявлением Души в нашем физическом мире. Отсюда следует вывод, что импринтинг и соответственно тревожность – это один из механизмов проявления Любви (читай Души) в психике человека. Ещё одна главная задача Любви-Души – это обеспечить связь внутри Божественной триады Дух-Душа-Тело, и конкретно обеспечить связь Духа с Телом.

         Формирование импринтингов под воздействием социальной среды, доказывается фактами существования детей – маугли. В 70-х годах прошлого века французский учёный Жан-Клод Арман обнаружил в лесу мальчика-газель, полностью подражавшему поведению газелей в стаде и фактически являющемуся членом стада. К сожалению, такие дети никогда не смогут стать людьми.

         Другим примером, доказывающим социальную направленность импринтинга, является эксперимент римского императора Фридриха-II. По его приказу группу младенцев забрали у матерей сразу после рождения, оказывали им только самый необходимый уход и при этом не разговаривали и не брали их на руки. Цели – выяснить на каком языке заговорят младенцы, не удалось достичь, так как все младенцы, не имея контактов с людьми, умерли. Другое объяснение – младенцам не предоставили и соответственно не развили у них чувство или силу любви, являющееся одной из трёх составляющих человека в триаде – Дух(Воля)-Душа(Любовь)-Тело(Ум, Мышление), и без развития Любви – главного, основного аспекта силы Души, дети оказались нежизнеспособны. То есть, не получив Любви, Душа у младенцев не стала расти и развиваться, не укрепила связь Духа с телом, не дала возможность Духу осознать себя в Теле и принять его, и Дух покинул тело.

        

         В психологии существует такой взгляд – импринтинг подавляет личность, подменяет взгляд, слух, восприятие человека. Это тоже импринтинг, и обуславливается он взглядами, подсознательными установками, а точнее Мифами родителей, которые получили эти мифы от своих родителей. Пока человек живёт в чужом мифе, у него проявлена тревожность – состояние постоянной тревоги с неизвестной её причиной.

Когда человек отсеивает привнесённое, навязанное, оставляя только своё, тогда он обретает свой собственный Миф, а с принятием своего мифа он освобождается и от тревоги.

   Поэтому импринтинг несёт в себе как полезную, так и негативную функцию.  Значит, и  энергия Любови может проявляться разрушительной или созидательной силой в человеке, в зависимости от того в какое русло человек своей волей осознанно или бессознательно (чьей волей?) её направит.

Если импринтинг запечатлевает навыки и подсознательные установки, то будет ли находящийся в стадии чувственного периода (период запечатления) ребёнок приобретать телепатические или экстрасенсорные способности, взаимодействуя в этот период с практикующим телепатом или экстрасенсом? Скорее ответ положителен, и чем более длителен чувствительный период, тем эффективней, глубже будет развиваться такая способность. Подтверждением является преемственность способностей в семьях целителей, экстрасенсов, музыкантов в случае, конечно, когда родители целенаправленно обучают своим навыкам детей с самых ранних лет.

 

Возрастная психология описывает несколько стадий, дихотомий по-Эриксону (4) или кризисов развития человека.

  1. Кризис доверия-недоверия – до 1 года. Здесь у человека формируется дихотомия (читай импринтинг): готовность терять или приобретать,
  2. Кризис автономия-стыд – 1-3 года. Формируется дихотомия ложный долг и готовность бросить или принять свой долг.
  3. Кризис инициатива-чувство вины – 3-5 лет. Здесь возможность появления детского инфантилизма или права на собственные ценности, собственное качество жизни.
  4.  Кризис латентной фазы развития личности- 5-12 лет, которая формирует либо чувство трудолюбия либо комплекс неполноценности, который выражается в трудоголизме или сбегании от любой деятельности, неспособности найти и осознать своё и направленное на себя интересное дело.

В этом возрасте происходит формирование двух латентных импринтингов. 

4.1.         Мортальный импринтинг – 7-8 лет – формирует отношение к конфликту и его разрешение (конструктивное или деструктивное), поведение в экстремальных ситуациях.

4.2.         Импринтинг личностной мотивации – 8-12 лет формирует право на результативный труд и отсутствие такой установки.

  1. Кризис «Я - идентичность» - 12-18 лет. Здесь формируются отношения «Я» - «ты», человек учится являть себя или, увы, чаще стремится к своей значимости в глазах других людей.

 

К этим периодам следует добавить период зачатия, утробный период (периодизация по Д.Бромлей (5)), которые формируют импринтинг действия, поступка, проявления своего «Я», отношения мужчины и женщины, волю (6).

Характер обстоятельств рождения, формирующий импринтинг нормы потребностей в контактах и коммуникациях, стиль и способ их проживания, закладывающий способность к занятию и обучению.

Соответственно:

    - если роды – нормальные, то и потребности в контактах и коммуникациях, способ проживания человека будет нормальный,

    - если роды операбельные – человек будет требовать, проявлять «металл» в отношениях с другими,

    - длительные роды сформируют человека пассивного, затягивающего начало контакта,

    - роды под анестезией – сформируют спящего, вялого на контакты человека.

 

Перечисленные дихотомии формируют разные стили жизни человека. Эрих Фромм выявил два модуса существования человека – модус «обладания» и модус «бытия».  Первый описывает общество приобретателей, это – деструктивный для личности стиль жизни. Если кто-то обладает каким-либо объектом, то имеет место обратная связь – объект обладает этим человеком, потому что чувство идентичности человека основывается на обладании объектом. То есть, человек может себя идентифицировать с тем, чет обладает – с деньгами, недвижимостью, своим положением в обществе. 

Второй – модус «бытия», который относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать. Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Основная черта – активность. Этот стиль жизни человека – конструктивен. То есть, личность идентифицирует себя и соответственно обладает навыками, знаниями, полигамией чувств, мудростью, Любовью в своём высшем проявлении.

 

В Дельфах стоит храм, на стенах которого Сократ нашёл выбитую надпись на стене, ставшую его максимой: «Познай самого себя».

Первый этап в преодолении-трансформации импринтинга есть «познать себя». Человеку, вставшему на этот путь, следует максимально собрать информацию от родителей (Интимный опыт родителей – зачатие было случайным или запланированным, как проходила беременность, что делала мама в этот период вынашивания, как проходили роды). Для познания себя необходимо, во-первых, вспомнить подробно и расспросить родственников про свои детские годы, увлечения, интересы, во-вторых, постоянно отслеживать свои реакции и свои устремления, в-третьих, необходимо познакомиться с литературой по импринтингам и кризисам развития. Цель – вскрыть свои глубинные, скрытые мотивы поступков, понять их истоки.

 

Личность, стоящая на пороге самоактуализации, может быть описана следующей схемой – смотри рис.1.

 

 

Рис. 1. Схема личности, приступающей к самоактуализации.

 

Из предложенной схемы видно, что инстинкт рождает потребность, одновременно с потребностью возникает тревожность, тревожность запускает мышление. Инстинкт так же связан с болезнью и страхом, а тревожность порождает страх и чувство вины. Структура личности при этом имеет три уровня (уровни обозначены римскими цифрами слева). В области «обладания» такого человека (то, чем обладает человек, это - сторона матери) находятся страх и вина, вызванные наличием импринтингов.

 

Второй этап в преодолении и трансформации импринтинга – «явить себя», что по Фромму означает жить в модусе «бытия». Ролло Мэй (3) указал пути – «надо воспитывать в себе мужество, чтобы каждый день, каждую минуту отслеживать в себе деструктивные мифы и импринтинги и трансформировать их». Необходимо искать свой миф, свой путь самореализации, а найдя его – следовать ему. И критерий здесь – творчество. Мы являем себя в творчестве. И мужество творчества направлено на создание новых форм, новых символов, новых принципов. Сам процесс творчества и его результаты приносят человеку чувство радости.

 

Схема актуализированной личности представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Схема актуализированной личности

 

Видно, что у актуализированной личности идёт прямая связь-иерархия: инстинкт, потребность, тревожность, мышление, творчество. При этом в области «обладания» (левая сторона листа, сторона матери) расположены здоровье, богатство и радость (счастье), в отличие от личности, приступающей к самоактуализации, где в области «обладания»  находится страх и вина.

Болезнь и испуг, страх и вина у актуализированного человека находятся в правой части схемы (сторона отца, область «действия»), у личности, приступающей к самоактуализации, эти параметры разбросаны по всему полю.

 

Римскими цифрами показано, что структура актуализированной личности имеет пять уровней человека, сумевшего преобразовать свои импринтинги, проработать себя, в отличие от трёхуровневой личности до самоактуализации (рис.1).

 

Выводы

 

  1. Импринтинги и тревожность являются проявлениями в психике человека энергии Любви – главной составляющей Души человека.
  2. 2.     Импринтинги и тревожность могут нести как позитивную, так и негативную функцию, в зависимости от того, куда индивид своей волей направит их энергии – на созидание или на разрушение.
  3. Импринтинги человека формируются  при зачатии, рождении и при проживании возрастных кризисов.
  4. Импринтинг родителей – это их мифы. Дети воспринимают мифы родителей, как свои. Здесь роль импринтинга – тотально разрушительная. Задача – познать свой миф и следовать ему.
  5. Тревожность проявляется как индикатор импринтинга. Следует обращать внимание на тревожность, чтобы понять свой импринтинг.
  6. Необходимо отслеживать свои эмоции и чувства, чтобы определить свой модус: «обладания» или «бытия».
  7.  Осознавая импринтинги, необходимо учиться преобразовывать деструктивный миф в миф конструктивный, учиться волеть.
  8. Наше бытие выражается в творчестве. «Творчество – необходимый результат бытия» (3, стр.7).

   

«У человека возникает необходимость вновь и вновь разрешать противоречия своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и САМИМ СОБОЙ – вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений» (Э.Фромм, 2, стр. 33).

 

 

Литература

  1. Эрих Фромм, Иметь или Быть,  изд-во АСТ, пер. с англ. 2000.
  2. Эрих Фромм, Здоровое общество. Догмат о Христе,  изд-во АСТ, пер. с немецкого, 2005.
  3. Рлло Мэй, Мужество творить, очерк психологии творчества, пер с англ. М, Институт общегуманитарных исследований, 2008
  4. Э.Эриксон, Детство и общество, - С-Пб.,1996
  5. И.Г.Малкина-Пых, Возрастные кризисы. Серия: справочник практического психолога, изд-во «Эксмо», 2004
  6. М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова, Возрастная и педагогическая психология, Изд-во «Педагогическое общество России», 2009.
  7. John Bowlby, 1969, Attachment, 2nd Edition, Attachment and Loss (vol. 1), New York: Basic Books