Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Войти используя аккаунт:

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Календарь

Диссертация на степень к.п.н.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

На правах рукописи 

 

 

 

 

 

 

Коноводов Алексей Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

Новые направления исследования тревожности

 

 

 

Специальность: педагогическая психология 19.00.07

 

 

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

в виде научного доклада на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Работа выполнена в  Международной академии образования (институт)

 

 

Научный руководитель:                     доктор психологических наук, профессор

                                ЖАНДР Андрей Леонидович

 

Официальные оппоненты:                 заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

                                          КСЕНДЗОВА Галина Юрьевна

 

                                          доктор юридических наук,

  кандидат психологических наук,

  профессор

                                          КАРАВАНОВА Людмила Жалаловна

 

Ведущая организация:                        Российская академия естественных наук

 

Защита состоится «26»_марта_ 2011 года на заседании диссертационного совета Д 004.019.05 при Международной академии ювенологии по адресу: г.Москва, ул.Аргуновская, д.2, корп.2.

 

 

         С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в Российской государственной библиотеке (г.Москва) и Национальной государственной библиотеке (г.Санкт-Петербург).

 

         Диссертация в виде научного доклада разослана «___»_______ 2011 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент                                     И.Н. Кочетова

СОДЕРЖАНИЕ

Введение              

4

Глава 1.   Смысл  тревоги.  История  вопроса

9

1.1. Различные  школы  о  тревоге  и  тревожности

 

- М.Цицерон: тревожность, как черта характера  

9

- З.Фрейд: о тревоге и тревожности

9

- Р.Кеттел: тревога и тревожность, определения

11

- О.Ранк: тревога и индивидуация

11

- К. Хорни: о тревоге и ненависти

12

- Г.С.Салливан: тревога и боязнь неодобрения

12

- Э.Фромм: об источнике тревожности

13

- А.Адлер: о преодолении тревоги

13

- К.Г.Юнг: тревога и бессознательное

- Э.Эриксон: кризисы и конфликты

14

14

- Р.Мэй: совладание с тревогой

15

- Л.С.Выготский: аффектное переживание

16

- К.Изард: тревожность, как эмоция страха

16

- П.К.Анохин: теория функциональных систем

17

- Х.Лидделл: тревога и способность планировать будущее

17

1.2.   Предпосылки  к  дальнейшему  исследованию  тревожности  и

созданию  новых  методов  исследования   тревожности                                                        

18

   - Л.Ф.Обухова, источники тревожности и её локализация

18

   - методы исследования тревожности                                                  

   - Синтезированные научно-аналитические основы теоретического базиса работы

20

22

Глава 2.  Новые подходы к изучению тревожности

24

   2.1. Литературное изложение проблемы и путей её решения

24

   2.2. «Пирамида тревожности»

26

   2.3. Геометрические модели тревожности

28

   2.4. Генезис отношений тревожности и креативности личности.   Структурная модель

  35

Глава 3.  Практикум  по  исследованию  тревожности

46

3.1. Исследование истоков тревожности и спектров жизни, контролируемых тревожностью. (Исследование акцентов тревожности).

46

  3.1.1. «Восьмицветовой тест» Люшера

  3.1.2. Графический  тест «Триада» А.Л.Жандра

46

48

  3.2.. Исследование трёх базисных привычек человека, удерживающих в деструктивной тревожности.

  3.2.1. Привычка видеть и проективный тест «Я-ОЧИ»

49

 

51

  3.2.2. Привычка слышать и проективный тест «Волшебный кристалл»

  3.2.3. Привычка говорить и цветовая модель определения ВЛК посредством теста  «Девятицвет»

   3.3.. Сравнительный анализ тестов

56

64

 

72

   3.3.1. материалы исследования по тесту «Волшебный кристалл»

72

   3.3.2. материалы исследования теста Люшера

76

   3.3.3. материалы исследования  и обработка теста «Триада»

80

Заключение и дальнейшие перспективы работы

82

Список  публикаций  диссертанта

83

ВВЕДЕНИЕ

 

Постановка проблемы и актуальность

Внимание психологов на протяжении длительного времени привлечено проблемой тревожности.  Две тысячи лет назад Маркус Туллиус Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал о тревожности. И сегодня наиболее значимый фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям, - это повышенный уровень тревожности. По данным ВОЗ в начале этого века число тревожных людей  составляло более 70% от общей выборки.

Большинство ведущих психологов и философов разрабатывали эту проблему. По словам З.Фрейда, тревожность – это узловой пункт, тайна душевной жизни человека.

Фрейд признавал не­обходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - это реакция на конкретную опасность, тогда как тревога - это реакция на опасность, не извест­ную и не определяемую.

         Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объек­тивную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не извест­ной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести». Соответственно — уровень ЭГО, уровень ИДА и уровень СУПЕРЭГО.    Здесь видна сложность и важность проблемы тревожности человека, её многослойность и многоуровневость.

 

Эриксон развивает психоаналитическую теорию Фрейда, дополняя её тем, что, человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развитияэго, что каждая стадия развития имеет как положительный, так и отрицательный результат, что было названо последовательными дихотомиями или кризисами идентичности. Целью проработки кризисов и конфликтов он видит в достиженииидентичности.

Под кризисами идентичности Эриксона следует подразумевать дилеммы личностного развития: либо бессознательное согласие с разрушительной работой импринтингов – являющихся безусловным запечатлением установок матери, отца, ближайших родственников, друзей, школы и учителей, и порождающих тревожность, либо обращение личности человека к позитивному продукту разрешения каждой дихотомии, состоящей в сублимации тревожности, и следовательно, всё большей идентичности личности самой себе.

 

         А.Адлер в теории индивидуальной психологии говорил о целостности индивидуальности и отмечал, что управление невротизацией – это ключ к полноценной социальной значимости. Утверждая, что нервные нарушения вызываются душевными переживаниями, он близко подошёл к проблеме тревожности. Принципом применения индивидуально-психологического метода он видел сведение всех имеющихся у человека нервных симптомов к «наивысшей общественной мерке», указывая этим, что целью личности является социальная полезность.

Тревожность неразрывно связана с потребностью человека. При возникновении и усилении потребности, возникает и возрастает тревожность.  Этот факт отмечают многие выдающиеся психологи.

 

По мнению Ролло Мэя, тревожность есть опасение, выраженное в угрозе некоторым ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной личности. И поскольку тревожность затрагивает фундамент личности, индивид бессилен принять какие-либо защитные меры, направленные против угрозы. Ролло Мэй указывает на область размещения тревоги, говоря, что ощущение неопределённости и беспомощности, являющееся характеристикой тревоги, объясняется не отсутствием понимания причин тревоги, а тем, что угроза направлена на нечто, существующее в самой сердцевине личности.

Творческие возможности и подверженность тревоге - две стороны одной уникальной человеческой способности к осознанию пропасти между ожиданиями и реальностью, это указывает на то, что тревога имеет смысл.

 

П.К.Анохин в теории функциональных систем вводит понятие системообразующего фактора. Представляется, что тревожность является таким универсальным фактором:

-  пронизывающим по Фрейду Эго, Ид, Суперэго,

-  охватывающим все стадии развития человека по Э.Эриксону,

- направляющим, стимулирующим но и тормозящим, взаимосвязанным с    фундаментальными эмоциями в теории эмоций К.Изарда,

-  мотивирующим фактором по А.М.Прихожан,

-  фактором, генерирующим творчество человека по Р.Мэй.

Измерение тревожности, как свойства личности, особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

 

Большинство тестов определяющих тревожность характеризуют её качественно без привязки к конкретным физическим величинам: тревожность «повышенная», «низкая», «высокая», «умеренная», «бальная тревожность», говорится об уровнях тревожности. Бесспорно, тесты имеют свою значимость, так как доказали эффективность практическим применением. Для более углублённого исследования тревожности недостаёт количественной её характеристики и определения её локализации в психике человека – уровня, отражающего степень внутреннего конфликта.

 

В целом, на любом поступке человека сказываются как состоявшийся к тому или иному возрасту онтогенез личности, так и впечатанные в психику человека на разных этапах его развития импринтинги.

 

Сделаем общий вывод, что тревожность индивидуума является стартёром, запускающим в движение процессы мышления и творчества, заставляющим человека делать выбор и преобразовывать себя, подталкивающим человека на рост самоосознания на самоактуализацию.

Разрушающим является непризнание тревожности или её лоботомирование, так как в обоих случаях личность отказывается от единственного, что питает нашу креативность, а значит и от социальной полезности. Непризнание или удаление тревожности превращает человека в социальнобесполезного или в робота.

 

Таким образом, в настоящее время, изучение особенностей тревожности, как у отдельного индивидуума, так и у разных социальных групп является одной из наиболее актуальных и центральных тем психологии.

Настоящее исследование может стать составной частью  разработки данной проблемы.

 

Объект исследования. Тревожность и её значение.

Предмет исследования. Онтогенез тревожности, динамика психики человека в процессах осознания тревожности и в последующей её сублимации.

Цель исследования -  сформулировать понимание тревожности как синтетического продукта суммы импринтингов, систематизировать пути её возникновения и способы её сублимации.

         Реализация цели такого рода обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и одновременно самостоятельных задач.

 

Задачи исследования.

1. Теоретические задачи.

- Создать концепцию понимания природы тревожности.

- Упорядочить и систематизировать взгляды на предназначение и суть тревожности, определить ее топографическое положение в процессах невротизации человека.

- Организовать системный анализ современных методов измерения тревожности.

 

2. Методические задачи.

- Разработка новых подходов и методов по изучению тревожности.

- Создание методологической базы для «препарирования» тревожности и количественной её оценки.

3. Прикладные задачи.

-   Создание тестов по выявлению тревожности в психике человека.

- Создание тестов и методов по локализации тревожности в психике человека, определению её взаимосвязи с тремя основными уровнями внутриличностного конфликта.

 

Методы исследования:

         Сложность объекта исследования, характер решаемых задач обусловили выбор комплекса методов.

         Наряду с традиционными методами теоретического анализа – классическим, сравнительным, структурно-функциональным анализом и другими, были использованы методы проблемного, ситуационного анализа, позитивного и нормативного анализа, метод синтеза и проблемно-тематическое изучение публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов.

Исследование тревожности людей разных возрастных групп, при этом, как на рабочих местах, так и в домашних условиях авторскими тестами «Волшебный кристалл», «Я-ОЧИ», «Девятицвет», а так же тестами «Триада» и «Восьмицветовой тест» Люшера. В исследовании участвовало 58 человек в возрасте от 10 до 80 лет. 

 

Гипотезы исследования:

1. Тревожность обладает как негативным, так и позитивным  свойствами, являясь специфической функцией потребности.

2.  Тревожность - источник креативности, генерирующий жизнедеятельность человека.

3. Тревожность проявляет свойство многоуровневости. Её уровни соответствуют уровням потребности, по «Пирамиде потребностей» Маслоу.

4. Три основных уровня тревожности соответствуют трём основным уровням внутриличностного конфликта.

5. Возможность управления тревожностью - соответственно креативной деятельностью, и - в конечном итоге – качеством жизни человека (что, в свою очередь, базируется, прежде всего, на понимании основ внутриличностного конфликта, связанного с возрастными периодами, в которых, как раз, и формируются основные компоненты тревожности).

 

Научная новизна:

1. Выявлена связь тревожности с тремя уровнями внутриличностного конфликта.

2. Сформулированы структуры психической организации актуализированной личности и личности, приступающей к самоактуализации.

3. Предложены наглядные модели исследования тревожности.

4. Созданы проективные и цветовые тесты для диагностики тревожности.

5.  Указаны новые направления исследования тревожности.

6. Сформулирован метод от обратного, при котором результаты проективных и графических тестов сопоставляются между собой посредством специфических критериев, в качестве которых взяты основные уровни внутриличностного конфликта.

 

Практическое значение исследования:

1. Возможность количественного расчёта уровня тревожности, как отдельного индивидуума, так и группы людей.

2.   Созданы проективные тесты, информативные и простые в использовании, позволяющие локализовать тревожность и определить содержание, топографию внутриличностного конфликта человека.

 

Теоретическое значение исследования:

1. Созданы наглядные модели тревожности позволяющие:

- представить проблему тревожности и её структуру с различных сторон,

- показать локализацию тревожности в психике человека.

2.  Предложен критерий для сравнения различных проективных тестов.

3.  Исследована и систематизирована многоуровневость тревожности.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Тревожность связана с внутриличностным конфликтом человека и является специфической функцией потребности.
  2. Тревожность наряду с негативной функцией выполняет позитивную роль, выступая как  источник креативности, генерирующий жизнедеятельность человека.
  3. Тревожность возможно локализовать с помощью инновационных проективных методов, которые кардинально интенсивнее реализуют процессы отложенного гештальта.

 

Апробация работы – апробация проективных тестов и доклады о новых методах проведены на практических семинарах по психологии НГОУ «Международная Академия образования» в 2010 г., в подготовке и участию в программе «Деловая психология» НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления» в 2009 учебном году, на обучающих семинарах по распространению опыта среди врачей терапевтов на базе Федеральное Государственное Учреждение (Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Акад.В.И.Кулакова Минздрав соцразвития РФ) (ФГУ НЦАГиП им.В.И.Кулакова) Москва 2010-2011 г., на семинарах врачей в Первом МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава соцразвития РФ.

 

Целевые установки и логика исследования предопределили структуру диссертации в форме научного доклада, которая состоит из введения, 3 глав, заключения с выводами и перспективами исследования, списка публикаций диссертанта.


     Для получение полного текста диссертации пишите на почтовый ящик Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  c пометкой (темой) "Выслать диссертацию"